Компьютерная сказка 2

— Пап, а компьютеры легко научились всем тем штукам, которые они умеют?

— Нет, ребенок. Им было ничуть не легче, чем тебе учить математику. Ведь их учили люди, а люди не всегда умеют толком объяснить что им нужно. Да и понять что нужно не всегда просто. Как часто человек думает что ему нужно что-то, а на самом деле ему нужно совсем другое. Так вот и компьютеры стали компьютерами далеко не сразу. Люди не знали, что им нужен компьютер. Они хотели создать устройство, которое поможет им быстро делать сложные вычисления.

Но давай все по порядку.

С древних времен человеку требовалось уметь считать. Простые вычисления выполнялись с помощью пальцев. Например: «Я тебе дам руку яблок (5 пальцев), а ты мне дашь обе руки и еще раз обе руки орехов (2 раза по 10 пальцев)». Или так: «Я видел большой дуб на расстоянии руки и пальца дней пути отсюда». А когда пальцев на руках не хватало, то использовались палочки. Эти палочки и были самым первым вычислительным устройством.

Потом людям потребовались более сложные вычисления и люди придумали Абак. Это была прямоугольная доска с поперечными углублениями, в которую клали мелкие камешки или косточки, и с их помощью производили вычисления. Впоследствии доску заменили на деревяную раму, а косточки нанизали на нити и получились счеты, которые дошли практически в неизменном виде даже до наших времен.

От использования счетов люди отказались только с появлением компьютеров. Да и то не сразу. Некоторые особо недоверчивые к новой технике люди проверяли точность компьютерных расчетов с помощью счетов. Да-да, такое было, я сам это видел.

Так вот, расчеты продолжали усложняться. Люди придумали математику, алгебру, физику и другие точные науки, изобрели зубчатое колесо и создали механический вычислитель, который мог складывать, вычитать, умножать и делить.

Однако для выполнения некоторых расчетов требовалось очень много времени и производить их нужно было очень тщательно. И для некоторых расчетов люди придумали логарифмическую линейку. Сейчас ее тоже уже не используют, как и счеты. Состояла эта линейка из одной неподвижной части со множеством черточек и одной подвижной части, тоже со множеством черточек. Передвигая подвижную часть относительно неподвижной, можно было получить рассчитываемое значение. При помощи логарифмической линейки люди даже отправили на луну космический корабль!

Но еще задолго до полетов в космос один человек изобрел ткацкий станок, который умел ткать узоры в зависимости от того, как были пробиты дырочки в специальной бумажной ленте. И, как ни странно это будет звучать, эти вот дырочки и были самой первой программой, созданной людьми. Еще не было компьютеров, а программы уже были! Назывались эти дырочки перфорацией и наносились, в итоге, не только на ленты, но и на карточки. Были созданы другие разные машины в которых эти самые перфокарты использовались, и их было так много, что предупреждение, напечатанное на большинстве карт, «не сворачивать, не скручивать и не рвать», стало девизом целой эпохи. И, конечно же, первые компьютеры не были исключением и использовали перфокарты для ввода программ.

Впрочем, прежде чем эта эпоха настала, было еще одно очень важое событие. Человек изобрел электричество. И конечно же была создана первая электрическая вычислительная машина. Она работала на реле. Реле — это электромагнит, который умел замыкать или размыкать электрическую сеть, тем самым пропуская или не пропуская сигнал. Работала такая машина очень медленно, поэтому когда люди изобрели лампочку, то сразу же сделали электронную вычислительную машину на лампах. Однако компьютер все еще оставался простой вычислительной машиной, которая умела только считать.

Затем люди изобрели электронную лучевую трубку и у компьютера появился монитор. Были созданы первые языки программирования — Фортран и Бейсик. Изобретение транзистора, а затем и микросхемы привело к уменьшению размеров вычислительных устройств и появлению персонального компьютера.

Это время было похоже на взрыв. Вычислительные машины небольшого размера оказались способны производить вычисления, которые ранее делались только на больших компьютерах. Многие люди стали писать для этих машин программы. Сначала это были программы делового назначения, такие как редакторы текста и таблиц, а потом… Да, потом были компьютерные игры.

Люди, они ведь никогда не расстаются с детством. Наверно потому, что это расставание очень тяжелое. Поэтому, как только появилась первая возможность, они научили компьютер играть. Сначала в крестики-нолики, потом в шахматы, потом в чисто компьютерные игры, в нереальные миры. Эта возможность появилась благодаря совершенствованию мониторов — они могли уже отображать в виде отдельных точек различные графические образы. Еще люди изобрели мышку и другие устройства для управления курсором на экране. Потом мониторы стали цветными. И, с каждым таким улучшением, компьютерные игры становились все красочнее, сложнее и интереснее. Ну и заодно, улучшались конечно и серьезные деловые программы.

С тех пор так и пошло — компьютеры становились все меньше и все мощнее, стали стоить очень недорого. И их стало так много, что мы теперь даже не задумываемся, что сотовый телефон это по сути тоже компьютер. Мы сетуем, что автомобиль в гараже уже невозможно не только отремонтировать своими силами, но и лампочку поменять, потому что все автомобильные устройства контролируются его компьютером. И мы покорно едем в автосервис. Мы спешим поменять телевизор на новую модель не потому, что он сломался, а потому, что он не умеет выходить в интернет или не воспроизводит фильм, закодированный новейшим кодеком.

Вот так люди учились сами и учили компьютеры. Сначала медленно, по маленькому шажку, потом все более широким шагом, наконец бегом и вот мы уже несемся даже не семимильными шагами. И люди меряются уже не ростом, не силой, не удалью, а мощностью своих компьютеров и номерами прошивок операционных систем. И соревнуются не в беге, а в разгоне процессоров.