Каин и Авель

Бытие, 4 глава.

Когда читаешь про сыновей Адама, возникает вопрос: «Почему Богу не понравился дар Каина?» Ведь дело не в том, что он принес от плодов земли, а не мясо. И есть стандартный ответ, который лично мне ничего не объясняет: «Бог видел сердце Каина и сердце Авеля, поэтому дар Авеля принял, а дар Каина нет». И этот ответ на самом деле совершенно бесполезен, поскольку только порождает множество других вопросов: «Чего такого не было в сердце Каина и было в сердце Авеля? Почему в сердце Каина этого не было? Кто виноват, что Каин был таким, а не другим? Мог ли Господь все-таки не отвергать дар Каина?» И много, много, много других, обрушивающихся как лавина на неподготовленного к такому повороту событий читателя.

Давайте попробуем разобраться, что же происходило в то далекое от нас время. Начнем с последнего вопроса. Нет, не мог Бог принять дар Каина. Потому что не было в даре Каина искренности, не было любви. Этот вывод проистекает из того, что Каин убил брата. Убил из зависти. А зависть появилась в его сердце не в результате отвержения Богом его дара. Такая зависть, могущая убить брата, не возникает за несколько минут или часов. Ее копят годами, десятилетиями. Вот и Каин копил.

Он родился первым. Его очень любили папа и мама. Все внимание родителей было приковано только к нему. И вот рождается брат! Новорожденный требует больше заботы, чем уже подросший ребенок. И значительная часть внимания принадлежит уже не Каину. А он привык, он испытывает недостаток внимания к себе. Он не понимает, что произошло. Ему кажется, что родители его разлюбили и ему одиноко и больно. Он ревнует и завидует, а порой даже ненавидит, но ничего не может изменить.

Идут годы, братья растут. Но Авель, как был, так и остается младшим. Ему больше прощают, ему больше позволяют, ему больше уделяют времени. А старшему брату достается и за себя и за младшего. И единственной целью Каина становится доказательство, что он не хуже. Единственным желанием – заслужить не наказание, а одобрение. Любой ценой! А вот у Авеля все превосходно. Мало того, что у него нет таких проблем, так у него еще есть все, о чем так мечтает Каин. Он у родителей любимый сын, которого ставят в пример. Авель не виноват, он на самом деле хороший, но разве Каину от этого легче?
Вот так и получилось, что у Каина не было искренности и любви к Богу, когда он принес свой дар. И хотя это Каин придумал принести дар Богу, ведь он первым сделал это, мотив его поступка был неблаговидным – Каин не хотел таким образом отблагодарить Бога, он просто хотел выделиться. Гордыня была его мотивом, а не любовь. Авель же, видя, что его брат принес Богу дары, с искренним сердцем принес Богу свою благодарность, что и оценил Господь.

Огорчился Каин – опять Авель оказался лучше, и на этот раз даже не в глазах родителей, но в глазах Бога! А еще Бог сказал, что если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. И огорчился Каин еще больше, и дошел до той грани, что убил брата. Но и это еще не все. Когда он говорит, что не знает где Авель, он не лжет, как лгали его родители, убоявшись Господа. Он не боится Бога! Он просто отмахивается от Него как от надоевшего своими моралями родителя – не слежу я за братом, Сам его ищи, если он Тебе так нужен. И только когда Господь изобличает его и дает ему наказание, тогда он начинает бояться. Но боится он не гнева Божьего, нет – он боится за свою жизнь. И даже не смотря на страх, не признает вины, не кается, наоборот, он обвиняет Господа в несправедливости: «наказание мое больше, чем снести можно»! Этим несправедливым обвинением он пытается облегчить свою участь…

Грех порождает грех, они цепляются друг за друга. Одна ложь порождает другую, та третью и они нарастают как снежный ком. Поразительно, но, не смотря на это, Бог идет у нег на поводу и обещает ему жизнь, обещает, что его не убьют!

Ничего не напоминает?

А мы разве не такие? Мы лучше Каина?

Каин и раскаяние – два таких похожих слова, кажется даже, что одно просто проистекает из другого. Но проистекает ли также раскаяние, покаяние из наших грехов? Идем ли мы с чистым сердцем к Богу, как Авель, или лжем, выкручиваемся и обвиняем во всем не себя, а Бога, как Каин?

Часто мы, родители вопрошаем себя: «Как так получилось, что мои дети не такие, как я хотел, чтобы они были?» И, конечно же, этот вопрос не предполагает, что мы сами виноваты в этом, ведь я хотел не так, я хотел по-другому… Думаю, что Адам и Ева тоже задавались этим вопросом после смерти одного сына и изгнания другого. Но они не раскаялись, как и Каин. Ева, когда Господь посылает ей третьего сына, Сима, говорит: дал мне вместо Авеля, восполнил потерю. Она отвергает Каина. Каин это не потеря. Она не считает себя виновной в его поступках. Каин плохой. Он получил по заслугам. А ее Господь утешил от потери Авеля, любимого и хорошего сына. Как будто это не через нее грех вошел в этот мир, как будто это не их с мужем изворотливость была перенята Каином в его поступках.

А у нас как? Наших детей воспитывают школа, улица и милиция? Или все-таки это нам Господь дал детей и на нас возложил ответственность за их воспитание? Кстати, и за то, чтобы наши дети любили Бога, тоже. А пример наши дети берут с нас. И какие мы, такими будут и наши дети. Причем я здесь не говорю об образовании, об умении что-то сделать своими руками и других житейских навыках. Этому они могут научиться, даже если родители не такие грамотные и не такие рукодельные. Я говорю об отношении к жизни.

Если родители считают, что весь мир принадлежит им, а остальные люди просто источник наживы, то такими будут и дети. Если отец относится к жене как к кухарке и уборщице, то таким вырастет и его сын. Если мать относится к отцу с полным пренебрежением и неуважением, то так же будет относиться к своему мужу и ее дочь. Если вы не уважаете своих родителей, то ваши дети не будут уважать вас. Они во всем берут с вас пример. Не с ваших слов, не с ваших ожиданий какими бы вы хотели их вырастить. Нет, они смотрят на вас, ваше поведение и отношение к жизни. Хотите, что бы они были лучше вас? Сами постоянно стремитесь стать лучше во всем. Дети примут эту эстафету от вас и станут лучше. Профессию, жену или мужа, город проживания они выберут сами, а вот стремление к самосовершенствованию они возьмут у вас. Хотите изменить детей – меняйтесь сами.

Хотите, чтобы ваши дети стали детьми Божьими? Хотите, чтобы они обрели спасение, которое дарует Его любовь? Хотите, чтобы Он был их Отцом, защитником, воспитателем, чтобы Его ангелы хранили и оберегали их? Придите к Нему сами! Придите как Авель с открытым сердцем и чистыми помыслами. И Он примет этот ваш дар и дарует Свое благословение вам и вашим детям.